- Ода
-
О́ДА — в Др. Греции первоначально лирич. стихотв., исполнявшееся хором, с муз. сопровождением. Широкое распростр. получили О. Пиндара и римского поэта Горация.
В Зап. Европе жанр, сложившийся в системе лит. теч. классицизма. Преимущ. распространение получил во Франции ("Оды" П. Ронсара, давшие название жанру, Ж.-Б. Руссо, Э. Лебрена), классицистич. выражение О. получает у Малерба.
Появление О. в России непосредственно связано с возникновением рус. классицизма и идеями просвещ. абсолютизма. Термин был введен В. Тредиаковским ("Торжественная ода о сдаче города Гданска", 1743). Для О. характерен торжеств., метафорически насыщенный стиль — Феофан Прокопович, А. Сумароков, А. Кантемир, М. Ломоносов. Введение Г. Державиным в поэтику одического стиля простых рус. слов существенно расширило возможности рус. классич. О. Новым содержанием, преимущ. гражданского характера, наполнилась О. в творчестве К. Рылеева, черты одического стиля заметны в философской лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева. В 20 в. зачинателем О. был В. Брюсов ("Хвала человеку", "Город"). Одическое начало присуще стилю В. Маяковского ("Ода революции"), отдельные его элементы — у О. Мандельштама, Н. Заболоцкого.
Лит.: Державин Г. Р. Рассуждение о лирической поэзии // Соч.: В 9 т. СПб., 1872. Т. 7; Гуковский Г. А. Из истории рус. оды 18 века // Поэтика. Л., 1927. Вып. 3; История греч. литературы: В 3 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.